Лирические отступления

Модераторы: Martinka, Anatoliy, ОРИОН, Kotkteyl, Ирина Зайцева

Лирические отступления

Сообщение Василий Клименко » 06 окт 2010, 13:55

Рыбалка как лирическое отступление

Вы едете по шоссе – спешите по очень важному делу. В стороне открывается вид на небольшой пруд. На берегу сидят рыбаки. Вы видите, как из воды выпрыгивает довольно большая рыба. По воде расходятся круги. Вы затаили дыхание – словно бы эти круги расходятся где-то глубоко внутри вас самих. Потом вы снова садитесь в машину и едете туда, куда вам нужно.
Как-то мне предложили написать что-нибудь о рыбалке. Я хотел было уже взяться за работу, но потом подумал, что едва ли смогу написать что-либо новое. Чтобы написать на эту тему, недостаточно одной страсти. К тому же, рыбалка является далеко не единственной моей страстью. Если уж говорить о рыбалке, то это будет скорее не основной сюжет, а лирическое от него отступление.
О рыбалке сказано много. Поэт склонен отдаться рассуждениям о любви к природе и даже о любви к родине, на фоне патетического пейзажа которой находят свое место скромные радости любительской рыбной ловли. В данный момент мне не очень хочется рассуждать о моей любви к чему бы то ни было. Приехав на реку, я скорее думаю о том, где мне пристроиться и как поймать рыбу покрупнее. К тому же, роль автора можно сравнить с ролью водителя, который привез рыбаков на берег. Рыбаки устраивают небольшую попойку. И только водитель стоит в сторонке. Ему нельзя. Ему ведь предстоит везти всю эту компанию домой. Вот и приходится водителю поставить себя над схваткой. Кстати, пока другие пируют, самое время взять удочку и поймать пару небольших плотвичек.
Нет, все-таки не успею. Из группы пирующих уже выделился ГЕРОЙ. Герой немного выпил, но ему не хочется ждать конца пирушки. Он садится в лодку и долго гребет против течения, потом заплывает в тихий затон, где, как он надеется, никто его не обнаружит и не помешает ему ловить рыбу. И вот уже на воде расходятся круги, и сердце отзывается на брошенный вызов….
Тихий затон – чистой воды лирическое отступление. У героя есть жена, ребенок, который в будущем году пойдет в школу…. Герой хочет купить новое авто, достроить дачу, сделать карьеру на работе. Он действительно хочет всего этого. Но желаний так много, что порой он сам начинает сомневаться в том, его ли это собственные желания. Может, их ему кто-то просто навязывает…. И вот герой, несмотря на ворчание жены, берет удочки и едет на рыбалку….
Честно говоря, автор и сам не знает, как продолжить рассказ. Может, рассказать о том, как герой два часа выжидал крупную рыбу? Как потом полчаса морил ее на крючке, чтобы взять неописуемую красавицу в подсак. Короче, остановись мгновенье…. Но, во-первых, это едва ли кому будет интересно. А во-вторых, рыбы в реке не так уж и много. Ее когда-то местный химзавод своими стоками потравил. А теперь еще и электроудочками добивают. Итак, будем реалистами. Сидит мой герой час, сидит второй – ни поклевки. Солнце палит в затылок, комары на руках ни одного живого места не оставили. И постепенно в душе у героя накапливается злоба. На комаров. На химиков и электриков. Еще мгновение – и в руках у героя вместо удочки появятся гром и молния…. Но не будем развивать эту тему. Как бы то ни было, начиная данный рассказ, автор хотел обойтись без лишней патетики.
Кстати, кто это там спешит автору на помощь? К моему герою на лодке с мотором на всех парах мчится приятель. Пирушка уже закончилась, и приятель решил развеяться. Он выпил значительно больше героя, но еще не дошел до того критического состояния, когда, по его мнению, прогулки на моторной лодке становятся небезопасны. Но, подъезжая к герою, приятель немного не рассчитал и заглушил мотор буквально в нескольких метрах от него.
И вот наконец герой находит повод для своего недовольства: «И куда тебя несет? Как будто в первый раз на рыбалку приехал! Ты, наверно, и удочки на берегу оставил?»
Автор радуется, что ему удалось избежать патетики, которая вот-вот была готова пролиться на страницу рассказа. Слова моего героя – явная насмешка над непутевым приятелем, который в данный момент скорее всего недостоин носить гордое имя рыбака….
Но не будем спешить с выводами. Приятель берет в руки неизвестно откуда взявшийся спиннинг и с первого же заброса вытаскивает большую щуку – килограмма на два, если не больше. Герой не может скрыть своего удивления и возмущения. Автор тоже в шоке. До самого вечера автор не может произнести ни единого слова.
И когда уже все бутылки выпиты, а леска на удочках спутана и оборвана, автор садится за руль своего микроавтобуса и везет всю компанию домой. Дома их ждет совсем другое. Каждый из них будет стремиться к своей цели, и поэтому им не обойтись без исполнения ролей и даже без излишней патетики. В разговоре с женой: «Я деньги зарабатываю, семью кормлю! Неужели я не имею права раз в неделю съездить на рыбалку?!». В разговоре в шефом: «Если вы не умеете ценить своих работников, то я уйду! И больше не вернусь!»
А рыба останется в реке – до следующей рыбалки. До следующего лирического отступления….
Творчество есть игра, подразумевающая постоянное преодоление ранее установленных правил.
Аватар пользователя
Василий Клименко
входит во вкус
входит во вкус
 
Сообщений: 62
Изображения: 4
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 18:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: Лирические отступления

Сообщение Василий Клименко » 06 окт 2010, 13:57

Антей

Подул ветер. Антей приподнял корни и переместился на несколько метров к югу – туда, где было больше солнца, и чаще падал дождь. Теперь ему это стоило больших усилий. Раньше он перемещался с большей легкостью. Всегда выбирал такие места, где солнца много, дожди шли вовремя, а почва была богатой и питательной. И еще у него была слабость - любил наблюдать за облаками. Облака принимали самые диковинные очертания. И он вспоминал о чем-то, чего никогда не было, а если и было, то очень давно. Когда-то у него были не корни, а руки, и он умел работать с окружающими предметами, придавая им форму, меняя очертания окружающего мира. Он питался, срывая плоды с деревьев, иногда охотился на разную лесную дичь. Как-то раз ему удалось убить огромного вепря, и он очень гордился этим, после чего целый месяц пировал над спрятанной в пещере тушей.

Но прошло время, и он нашел для себя новый способ жизнеобеспечения. Он мог пускать корни глубоко в землю и питаться ее богатствами. В земле были минералы, органика и еще много чего питательного, полезного и доброго. Он уже не собирал плоды с деревьев, все реже выходил на охоту...

В конце концов, он решил, что все прежние способы добывания пищи - слишком грубые. Ведь ему приходилось вмешиваться в чужую жизнь, иногда даже убивать. Зачем все это, если можно тянуть соки прямо из земли? Он месяцами сидел на месте - пока почва не истощалась... Потом ему приходилось искать новое место. Он подбирал почву, богатую минералами... И еще она должна была быть мягкой и без камней - чтобы было удобно и приятно пускать корни. Вскоре обнаружилось еще одно преимущество его нового положения. Теперь он мог часами наблюдать за движением облаков. И думать о том, чего в его жизни никогда не было. Как настоящий Антей, он был этим вполне доволен.

Один раз он увидел облако, по очертаниям удивительно похожее на него самого. "Кто ты?" - спросил он, отдавая слова порыву налетевшего ветра. "Я - Антейя" - еле расслышал он в ответ. Или, может, это ему только показалось? Вскоре облако скрылось за горизонтом.

Однажды где-то близко зашевелились кусты. Появился голый, мощного телосложения человек. Он подошел к Антею вплотную, нагнул его верхушку и, не говоря ни слова, начал ломать живые, полные соков земли ветви. Боль пронзила Антея до самых корней. Неизвестно откуда у него вдруг снова появились руки и ноги...

И начался бой. Облако пыли взметнулось до самого неба. Больше всего Антей жалел о том, что давно не было дождя, и он заметно ослаб за время засухи. Иначе он бы запросто одолел соперника, Но и так он сумел оказать пришельцу достойное сопротивление. Бой продолжался целых три дня. Наконец мощному человеку удалось поднять Антея над землей.... И Антей впервые почувствовал, что без корней не может. С каждым мгновением он слабел, и теперь уже мощному человеку не стоило никаких усилий держать его на весу. В последние минуты перед его глазами пронеслась вся жизнь. Он увидел все облака, за которыми он так любил наблюдать. И еще ему показалось, что формы облаков - письмена, послания, которые кто-то всю жизнь писал ему, а он мог или не хотел прочитать - так хорошо ему было в мягкой, богатой минералами почве. Ему подумалось, что еще не поздно, что он еще сумеет прочитать и разгадать эти послания до конца. Но в следующий момент его сознание погасло.

Маленькая веточка оторвалась от верхушки Антея, и ее унесло ветром. Веточка упала на мягкую, богатую минералами и органикой почву. Из нее вырос огромный пышный куст, на котором каждую весну расцветали небывалой красоты цветы. Но куст уже не имел привычки наблюдать за облаками и не помнил ничего из того, о чем думал и помнил Антей. Может быть, когда-нибудь вспомнит?
Творчество есть игра, подразумевающая постоянное преодоление ранее установленных правил.
Аватар пользователя
Василий Клименко
входит во вкус
входит во вкус
 
Сообщений: 62
Изображения: 4
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 18:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: Лирические отступления

Сообщение Василий Клименко » 06 окт 2010, 14:00

Две сказки о рыбаке и рыбе

Хочу сравнить два произведения – повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В обоих произведениях происходит чудо – пойманная рыба предоставляет герою новые возможности. Потом появляется темная сила. У Хемингуэя это акулы, которые съедают пойманную рыбу. У Пушкина старуха своей жадностью сводит открывшиеся возможности к нулю. Различие между двумя произведениями обнаруживается в том, как старик относится к чуду и представившимся ему возможностям. Герой Хемингуэя знает, как ему распорядиться улыбнувшейся ему удачей. Поймав рыбу, он начинает строить планы на будущее. Герой Пушкина отпускает рыбу и говорит, что ему ничего не нужно. Может показаться, что позиция пушкинского старика более бескорыстна. Но, если приглядеться внимательней, мы увидим более глубокое различие в отношении героев к чуду как таковому.
На первый взгляд, у Хемингуэя никакого чуда не происходит. Блеснувшая герою удача является результатом трудов всей его жизни. Поэтому герой готов к ней. У Пушкина чудо проявляет себя уже в том, что рыбка начинает говорить человеческим голосом. Но этот признак не исчерпывает всей глубины понятия «чудо».
У Хемингуэя старик живет внутри созданного им самим мифа. Поимка рыбы, использование ее по назначению представляется ему чем-то вполне естественным, частью некоего ритуала, который повторяется в жизни многократно. А. Ф. Лосев определяет миф как чудо, как совпадение идеального и конкретно исторического планов. Миф, чудо есть в первую очередь именно личное бытие, реализация личностью заложенных в ней возможностей. Поимка рыбы является чудом как раз в этом смысле, так как в этом событии старик доходит до предела своих личных устремлений. Герой не задается вопросом о том, чего хочет рыба. Ему становится стыдно перед рыбой только тогда, когда он понимает, что не смог использовать ее по назначению.
Реальность, в которой пребывает герой Пушкина, не мифическая, а сказочная. Чудо появляется как нечто внешнее по отношению к обычной жизни героя. Оно не является результатом его личных устремлений. Старик оказывается в полной растерянности перед реальностью чуда. Он только может сделать одно из двух: либо вообще отказаться от исполнения желаний, либо, подобно старухе, подчиниться произволу случайных желаний, которые, постепенно разрастаясь в размерах, уводят человеке в дурную бесконечность.
Но, в отличие от персонажа Хемингуэя, старик у Пушкина, обладает одним очень важным преимуществом. Он способен видеть Другого и подчиняться его воле. Рыба для него не часть ритуала, и желания ее не пустое место. Поэтому он отпускает рыбу. По той же причине он подчиняется воле старухи. Он все время пребывает между двумя полюсами, двумя различными воплощениями Другого, конфликт между которыми оказывается для него неразрешимым.
Описанные нами два типа отношения к чуду не являются чем-то, применимым только к необычным ситуациям. Они характеризуют отношение человека к реальности вообще. Пребывая внутри мифа, герой Хемингуэя воспринимает реальность как нечто единое, органически цельное. Но его мифу далеко до подлинной полноты. Этот миф направлен на выживание и самоутверждение, и в нем остается мало места для Другого. Реальность «Рыбака и рыбки», напротив, лишена мифической полноты. В ней царят случайность и произвол. Но именно благодаря этому такая реальность оказывается открытой по отношению к голосу Другого.
В каждом из описанных нами подходов к реальности есть своя правда. Но эта правда неполная. В мифе правда состоит в том, что человек стремится к чуду как реализации заложенных в нем устремлений. Но этой правды недостаточно, так как сама личность несовершенна. Следствием этого является подавление Другого, стремление подчинить отношение с ним неизменному ритуалу. Поэтому реализация мифа приводит к результату прямо противоположному первоначальному намерению – вместо полноты реализации личности мы приходим к полному ее растворению в безличном.
Правда отношений с Другим заключается в том, что самореализация личности невозможна без обретения опоры в Другом. Но эта правда также является недостаточной, так как Другой, с которым я сталкиваюсь внутри истории, также не совершенен. Другой несет с собой свой собственный миф и, вторгаясь в мое сознание, разрушает полноту моего мифа. У Хемингуэя акулы съедают рыбу, у Пушкина старуха глумится над бескорыстием старика. Личность оказывается лицом к лицу с косной материей, с исторической реальностью, которая уже выходит за рамки органического единства мифа. Если учесть при этом тот факт, что личность сталкивается с бесконечным множеством разных Других, то неудивительно, что миф зачастую оказывается вытесненным в область сновидений и бессознательных фантазий.
Но, будучи парой противоположностей, миф и открытость по отношению к Другому, в основе своей, оказываются тесно взаимосвязанными друг с другом. Личность неспособна оценить и развить свои таланты, если их не заметил и не оценил Другой. Сама личность зарождается и развивается в тесном взаимодействии с Другим. Иными словами, миф есть семя, брошенное в душу человека Другим. Но это семя присваивается личностью, становится частью ее непосредственного самобытия. Развитие мифа невозможно без некоторого отчуждения от Другого. Речь уже идет не о налаживании личных взаимоотношений с Другим, а о буквальном повторении пути пройденного Другим. Так жрец повторяет жизненный цикл божества, чтобы обеспечить благополучие своего народа.
Несовершенство мифа может быть преодолено только благодаря встрече с таким Другим, который сам был бы совершенен. Такого Другого личность может найти только в Боге. Притча о зарытых талантах может служить примером совершенного мифа. Все таланты и даже сама личность человека являются даром Бога. И человек должен реализовать эти таланты, чтобы дать отчет перед Богом.
В данном случае исход является непредсказуемым, так как наши таланты – дар Другого, и мы сами не всегда знаем, какие таланты в нас заложены. Но именно в этом случае мы открываем для себя такие отношения с Другим, которые не разрушают органической цельности мифической реальности, а, наоборот, помогают личности реализовать свой потенциал во всей его полноте.
Творчество есть игра, подразумевающая постоянное преодоление ранее установленных правил.
Аватар пользователя
Василий Клименко
входит во вкус
входит во вкус
 
Сообщений: 62
Изображения: 4
Зарегистрирован: 02 ноя 2008, 18:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: Лирические отступления

Сообщение Kotkteyl » 08 окт 2010, 12:39

Василий Клименко
Спасибо Вам за интересные рассказы про рыбалку! :super:
Изображение
Не демонстрируй людям свое счастье - не отравляй им жизнь!
Аватар пользователя
Kotkteyl
философ
философ
 
Сообщений: 6790
Зарегистрирован: 29 дек 2008, 00:57
Откуда: Литва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 14


Вернуться в проза

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


« Заочно на базе 9 классов.»
« Обзор льготных кредитных карт и продуктов.»
« Годовщина свадьбы 15 лет – Стеклянная свадьба.»
« Эффективные методы лечения при болезнях кишечника.»
« Свадебная фотокнига - лучше простого фотоальбома.»
« «Мир Деда Мороза» - услуги ведущего на новогодний праздник.»
« Подарок на торжество.»
« Купить лежачий полицейский стало еще выгоднее»
« Архитектура Рима.»
« 23 февраля – праздник Настоящих мужчин.»
« Путешествия для творческих людей – это необходимость»
« Выставка - способ увеличения продаж.»
« Всевозможные торты и тортики - чудесный вкус.»
« Планшет COBY Mediox7027.»
« Мыловарение - оригинальное хобби.»
« О возможностях современной стоматологии
« Купить антиквариат на Рублевке - инвестиции в будуще
« Туры в Сантану, Португалия
« Шторы в организации пространства
« Роспись в детской – подарите ребенку сказку!
« Жизнь замечательных людей
« Электронный конструктор «Знаток»
« Особое место картин в оформлении спальни
« Видео лучших шоу в Москве
« Покупка картины в подарок
« Winx Club игры помогают разобраться в человеке»
« Лучшие рецепты для омоложения мужского организма.»
« Чувствительная кожа: как ее успокоить?.»
« История МХАТ.»
« Великий Леонардо.»
« Уроки игры на классической гитаре.»
« Космос и Земля в работах художников.»





Понравился форум? Добавьте ссылку в виде кнопки у себя на сайте,блоге,дневнике,или другом ресурсе.Этим Вы внесете свою частицу в развитие нашего форума.       код кнопки HTML    
Яндекс цитирования

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство
Яндекс.Метрика