П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Модераторы: Martinka, Anatoliy, ОРИОН, Kotkteyl, Ирина Зайцева

П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение Antonia » 18 апр 2009, 12:05

Памятники - ради памяти.
И потому древние памятники часто кажутся необычными...


Существует ли мода на памятники?
Автор статьи: Светлана Усанкова

Они бывают разные – архитектурные, археологические, природные, исторические. Но так сложилось, что при слове «памятник» мы чаще всего представляем себе рукотворное сооружение, предназначенное для увековечения конкретных людей или событий. Памятники ставили и животным, и даже неодушевленным предметам, но об этом немного позже.

Выполняют такие сооружения в основном мемориальную функцию. Хотя установленный на площади или в любом другом общественном месте памятник помогает архитектурно организовать пространство, становится его визуальным центром.

Все начиналось с фараонов

Если рассуждать о моде на памятники, то первыми законодателями в ней, пожалуй, стали египетские фараоны. Впрочем, они заботились о своих пирамидах скорее как о культовых сооружениях, нежели как о мемориальных.

А осознанно на тему «Чтобы помнили» начали творить жители Древнего Рима. Изготовленные ими статуи полководцев и императоров, массивные колонны и арки с надписями можно считать уже настоящими памятниками. Их устанавливали не ради обрядов, а в назидание потомкам.

В средневековой Европе вместо арок и колонн воздвигали каменные кресты. Причем не только в местах захоронений, но и в связи с теми или иными событиями. На Руси в подобных случаях возводили храмы, которые являлись одновременно и данью памяти, и выражением религиозного настроя. Скульптура в мемориальной моде тогда практически не котировалась.

Лишь в эпоху Возрождения, на пике всеобщего интереса к античному искусству, вновь стали популярны памятники-скульптуры. В качестве эталона, как правило, рассматривались римские образцы: всадник на коне, аристократ с невозмутимым выражением лица, обнаженная натура. Военные победы и вообще яркие социальные явления стали отмечать установкой триумфальных арок и триумфальных колонн. Позже появились и ростральные колонны, стволы которых украшались изображениями носовой части кораблей (rostrum по-латыни и есть «нос корабля».

Отдельная глава в истории мировой моды на памятники связана с именем немецкого рейхканцлера Отто фон Бисмарка. В его честь неутомимо строились башни из грубого булыжника. «Башни Бисмарка» были возведены в четырех частях света: Европе, Африке, Америке и Австралии. Первая из них появилась в 1869 году, а последняя – в 1934. Всего их насчитывалось около 250, до наших дней сохранилось 175. Развалины двух таких башен обнаружены и в России, на территории Калининградской области.

О том, как Ленин Сталина пережил

В Советском государстве все монументально-мемориальные тенденции оказались в жесткой узде у государственной идеологии. Даже в самой глухой деревне Тьмутаракановке обязательно обретался колхоз «Заветы Ильича» либо начальная школа имени Ленина. Гипсовый или бронзовый вождь революции был непременным элементом ландшафтного дизайна и в школьном дворе, и под окнами колхозного правления.

Второе место в рейтинге занимали изваяния Сталина. Символично, что в мемориальном воплощении Ленин «пережил» своего преемника: скульптурные изображения первого до сих пор можно встретить в небольших российских городках. А вот памятники второму решение XXII съезда КПСС вытравило с постаментов практически начисто, равно как и многочисленные статуи его соратников.

Ну, и на третьем месте гордо возносились всякие рабочие-колхозницы. Люди труда, в общем. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны я в расчет не беру, поскольку они вне политики и вне моды. Это осмысление пережитой нашим народом трагедии, и говорить о них нужно совершенно отдельно.

Примерно с середины 90-х годов прошлого века в России возникла мода на «имперские» памятники. Изваяния Петра I, Екатерины II, Александра II, Николая II то и дело появляются в региональных центрах (до городов поменьше, наверное, просто еще очередь не дошла) и кое-где уже вызывают у населения неприязнь не меньшую, чем прежде вызывали большевистские идолы. В Казани, например, местные жители пикетировали установку памятника Петру I, обвиняя его в геноциде против татар. А в Майкопе мусульмане-адыгейцы возмутились против предложения увековечить на одной из центральных улиц города Николая Чудотворца.

Снежик, Пыжик и другие

Еще одно модное веяние последних полутора-двух десятилетий – так называемые камерные памятники. Они лишены идеологического содержания, повторяют объект скульптурного изображения в натуральную величину и устанавливаются преимущественно без постаментов, прямо на земле.

Среди них немало необычных. Так, в Краснодаре немногим более года тому назад появился «Памятник собачкам». Он в карикатурной манере изображает двух антропоморфных собак – «мужчину» и «женщину», прогуливающихся под ручку. Поводом для установки изваяния послужило стихотворение Владимира Маяковского «Собачкина столица», посвященное Краснодару.

А в г. Снежинске Челябинской области свой символ – памятник Снежику, «снежному человечку». Его придумал художник-мультипликатор Александр Чесноков. Это одна из самых маленьких мемориальных скульптур в нашей стране: ее размер соответствует росту 1,5-2-летнего ребенка. Открыли памятник Снежику 1 апреля 2004 года, и с тех пор возле него ежегодно проходит чествование лучших городских юмористов.

К числу известных маленьких памятников можно отнести и Чижика-Пыжика в Санкт-Петербурге. Он установлен возле Фонтанки, у Первого Инженерного моста. До революции в одном из зданий набережной располагалось Императорское училище правоведения. Его студенты носили зеленые мундиры с желтыми обшлагами. Поскольку эта расцветка очень напоминала оперение чижа, то их и прозвали «чижиками-пыжиками». И знаменитая песенка про «рюмку-две» сложена именно в их адрес.

Но скульптура на Фонтанке изображает все же не студента, а птичку. Ее высота – всего 11 сантиметров, весит же свинцовый чижик почти 5 килограммов. За весь период существования памятника (с 1994 года) его не раз похищали, но бдительные петербуржцы помогали сотрудникам милиции вернуть достопримечательность на место.

В Ульяновске есть памятник букве Ё – красная гранитная стела с увеличенной копией напечатанной литеры. Буква воспроизведена в том виде, в каком она впервые попала на книжные страницы. Напомню, что произошло это в 1797 году, когда вышел в свет альманах «Аониды», издаваемый Николаем Карамзиным. Через Ё в нем было написано слово «слёзы».

Жители Мытищ могут рассказать об установленном в их городе памятнике российскому водопроводу, жители украинского города Винница – о памятнике первому трамваю. В небольшом районном центре Краснодарского края под названием Крымск, где я сейчас живу, армянская диаспора несколько лет назад собрала деньги на памятник связистам. Внешне он стилизован под телеграфный аппарат военного времени.
Antonia
 

Re: П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение Antonia » 18 апр 2009, 12:18

18 апреля - Международной день памятников и исторических мест. А какой памятник самый забавный?

Автор статьи: Галина Аксенова

Необычные памятники – это предмет гордости скульпторов, восторга горожан, объект охоты туристов. Памятники могут производить самое разное впечатление: удручающее, пугающее, вдохновляющее, удивляющее. В Международной день памятников и исторических мест интересно найти самый забавный российский памятник.

Количество таких памятников оказалось весьма велико. А все потому, что неуемная фантазия авторов позволяет делать памятники самым разным вещам: и уральскому пельменю, и домашним тапочкам, и носу майора Ковалева, и коню в пальто.

Изображение

Памятник коню в пальто был два года назад открыт в Сочи. Известный анекдотический образ получился весьма жизнерадостным и забавным, хотя и сделан из куска черного металла и обыкновенной водопроводной трубы. Конь, сидя на лавочке в пальто и шляпе, элегантно держит копытом бокал с вином – за ваше здоровье! – и покуривает трубку.

Изображение

Памятник кошельку. Фото: Дельфин

Хотите богатства и финансового благополучия? Посидите на каменном кошельке. Жители города Краснодара и его гости полагают, что это помогает заручиться удачей в экономических делах. По крайней мере, об этом говорит успевшая сложиться забавная традиция. Только в прошлом году здесь был открыт необычный памятник – памятник кошельку. Его сделали из гранита и нержавеющей стали и установили в честь 215-летия города напротив делового центра. Такой вот своеобразный памятник богатству.

Памятник счастью открыт в 2005 году в Томске. Его олицетворением для создателей стал сытый волк на свадьбе из мультфильма «Жил-был пес…». Двухсоткилограммовый персонаж как бы напоминает прохожим, что счастье – во взаимовыручке (помните, как он подружился с собакой?). И когда гладят его толстый живот, он доброжелательно рычит голосом Джигарханяна: «Бог в помощь!» и «Щас спою!»

Изображение

Памятник первому светофору. Фото с сайта http://www.novelrussia.ru

Красноярск прославился памятником дяде Яше и его стажеру. Скульптурная группа – это пожилой слесарь, выглядывающий из люка, и склонившийся над ним стажер. Памятник установлен у здания местного водоканала.

В 2007 году открыт забавный памятник Человеку-невидимке (помните произведение Г.Уэллса?) в Пензе. Автор «композиции» Юрий Стома сделал только постамент и написал на нем «The invisible man». Что ж, вполне логично. Наверно, писатель оценил бы его юмор.

В Ульяновске, в глубине Карамзинского сада, на памятнике высечена буква «Ё». Людям, далеким от просвещения, двухметровая стела из красного мрамора может показаться странным явлением. Филологи же в курсе, что памятник – попытка сохранить в языке исчезающую из печати «лишнюю» букву. А на камне она высечена в той форме, в какой впервые увидела свет в 1797 году.

В Новосибирске открыт памятник светофору, в Великом Устюге – лаптю, а в Томске – тапочкам. В Норильске же увековечили надоедливое насекомое – комара. Железный монстр призван напоминать о мужестве тех, кого комар не остановил при освоении Сибири. А ведь на самом деле кровожадные комары были куда страшнее зимних морозов.

Памятники мультяшным героям, кошкам, собакам, лягушкам, табурету, сырку… Все это выглядит забавно, а порой даже абсурдно. Самый, пожалуй, забавный монумент открыт в Железноводске.

Памятник клизме
Изображение
Руководство одного из санаториев установило 350-килограммовый памятник клизме. Самый популярный медицинский прибор выполнен в полтора метра длиною, и несут его куда-то дети-ангелочки.

Что ж, трудно судить о художественных свойствах необычных памятников, но очевидно, что это отличный рекламный ход: забыть такое туристам будет сложно.

18.04.2009
Antonia
 

Re: П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение ОРИОН » 18 апр 2009, 20:25

Памятник сыру "Дружба"
Изображение
Аватар пользователя
ОРИОН
свой
свой
 
Сообщений: 194
Изображения: 2
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 22:30
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение ОРИОН » 18 апр 2009, 20:42

Изображение
Аватар пользователя
ОРИОН
свой
свой
 
Сообщений: 194
Изображения: 2
Зарегистрирован: 23 сен 2008, 22:30
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение Antonia » 08 май 2009, 12:40

Не знаю, точно ли я в тему попадаю, но попробую все же:
Старый дом в Плотниковом переулке (Арбат)

В 1907 году в Никольском (до 1922-го так назывался Плотников) переулке был выстроен доходный дом – по проекту архитектора Н.И.Жерихова – для кандидата коммерческих наук Г.Е.Бройдо.
Когда же на доме появился странный скульптурный фриз, неизвестно.

Самая популярная версия: скульптору Л.С.Синаеву-Бернштейну был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке, и плодом смелого полета творческой мысли стала композиция «Парнас», в которой полсотни художников, писателей, поэтов и ученых шествуют к окруженному музами Аполлону, дабы получить от него заслуженный венок славы. Россию в очереди за славой представляли Гоголь, Тургенев, Толстой, Пушкин (и, по некоторым данным, Дельвиг). Заказчик, увидев готовую композицию, от ее применения отказался, и фриз, уже в распиленном виде, докочевал до дома в Плотниковом переулке. После чего дом стал местной достопримечательностью.

Одного взгляда на умощенный между окнами горельеф достаточно, чтобы понять смятение заказчика (при условии, что это куски того самого фриза, так как авторство предполагаемо, но не доказано). По всей видимости, писателям было несколько тесновато в такой плотной очереди, что заставило их практически прильнуть друг к другу в двусмысленных позах. Удивленные москвичи предположили, что архитектор, проектировавший дом, был нетрадиционен в своих пристрастиях. Кстати, изображение Льва Толстого на доме в Плотниковом переулке считается первым прижизненным изображением писателя, к тому времени уже отлученного от церкви; т.е. Лев Николаевич вполне мог барельеф сей видеть…

А про назначение дома есть еще одна популярная версия, будто бы до революции здесь размещался дом терпимости. Правда, архивисты утверждают, что доподлинно известно лишь то, что история здания связана с профессором, патологоанатомом И.Ф.Клейном и археологом Б.Н.Граковым, специалистом в области античной эпиграфики и скифологии, а вот все остальные версии документально никак не подтверждены.

Дом в Плотниковом переулке был упомянут, пожалуй, во всех краеведческих книгах. Но, к удивлению многих, не стоял на охране. Обнаружилось это лишь в марте этого года (Прим. 2007 г.), когда с домом стали происходить страшные вещи. Судя по рассказам, один из офисов-арендаторов затеял ремонт. В результате, часть горельефов была уничтожена при обустройстве стеклопакетов, а голова воина, украшавшая вход в дом, была "нечаянно" сбита разворачивавшимся в переулке грузовиком со стройматериалами.

11 апреля 2007 г., экспертная комиссия Москомнаследия рассмотрела заявку по дому №4 в Плотниковом переулке и решила принять его на охрану.

Источник текста http://mkn.livejournal.com/74258.html


Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Antonia
 

Re: П А М Я Т Ь И ИСТОРИЯ

Сообщение Antonia » 10 май 2009, 06:43

Я без конца получаю рассылки по искусству, и в одной из них такая тенденция постоянная прослеживается: ПАМЯТНИКИ МОСКВЫ.
Вот я эти памятники вам и выкладываю. Сама знакомлюсь и вам представляю уникальные уголки нашей столицы.

Памятник Лайке (Памятники Москвы)

Памятник собаке Лайке, которая стала первым живым существом, побывавшем в космосе, установлен в Москве на Петровско-Разумовской аллее в районе стадиона "Динамо".

Бронзовый памятник высотой два метра представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой стоит Лайка. Он установлен на территории Института военной медицины, где готовился эксперимент. Мемориальная доска с изображением Лайки висит на территории института уже 10 лет.

Космический аппарат "Спутник-2" был выведен на орбиту 3 ноября 1957 года. Лайка погибла через несколько часов после старта от перегрева и стресса.

Изображение

Изображение
Antonia
 


Вернуться в Скульптура.Приглашает ОРИОН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


« Заочно на базе 9 классов.»
« Обзор льготных кредитных карт и продуктов.»
« Годовщина свадьбы 15 лет – Стеклянная свадьба.»
« Эффективные методы лечения при болезнях кишечника.»
« Свадебная фотокнига - лучше простого фотоальбома.»
« «Мир Деда Мороза» - услуги ведущего на новогодний праздник.»
« Подарок на торжество.»
« Купить лежачий полицейский стало еще выгоднее»
« Архитектура Рима.»
« 23 февраля – праздник Настоящих мужчин.»
« Путешествия для творческих людей – это необходимость»
« Выставка - способ увеличения продаж.»
« Всевозможные торты и тортики - чудесный вкус.»
« Планшет COBY Mediox7027.»
« Мыловарение - оригинальное хобби.»
« О возможностях современной стоматологии
« Купить антиквариат на Рублевке - инвестиции в будуще
« Туры в Сантану, Португалия
« Шторы в организации пространства
« Роспись в детской – подарите ребенку сказку!
« Жизнь замечательных людей
« Электронный конструктор «Знаток»
« Особое место картин в оформлении спальни
« Видео лучших шоу в Москве
« Покупка картины в подарок
« Winx Club игры помогают разобраться в человеке»
« Лучшие рецепты для омоложения мужского организма.»
« Чувствительная кожа: как ее успокоить?.»
« История МХАТ.»
« Великий Леонардо.»
« Уроки игры на классической гитаре.»
« Космос и Земля в работах художников.»





Понравился форум? Добавьте ссылку в виде кнопки у себя на сайте,блоге,дневнике,или другом ресурсе.Этим Вы внесете свою частицу в развитие нашего форума.       код кнопки HTML    
Яндекс цитирования

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство
Яндекс.Метрика