П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Модераторы: Martinka, Kotkteyl, Ирина Зайцева

П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:07

Один из любимейших мастеров старой нидерландской живописи Питер Брейгель удивляет своими работами каждый раз, когда обращаешься к ним, потому что каждый раз в них находишь что-нибудь новое.


В средневековых Франции и Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала («mardi gras» - «жирный вторник») была веселая битва между Масленицей и Великим Постом. Знаменитая картина Брейгеля Старшего на эту тему – истинная фольклорная энциклопедия с драгоценными деталями, пространная «хроника» масленичных гуляний. Связанная с обрядовыми и иконографическими традициями ХV в., она вдохновлена и личными впечатлениями мастера, который внес с свое произведение множество оригинальных мотивов.




Композицию характеризует высокая точка зрения и перспективное построение по «сценическому» принципу. Многочисленные группы участников празднества, объединенные общими действиями и как бы живущие в своем замкнутом мире, равномерно рассыпаны по плоскости картины. Отдельные «кадры» включены в пространственные планы – «кулисы», уводящие взгляд в глубину. Площадь фламандского городка и соседние улицы, тесно застроенные домами, кишат маленькими пестрыми фигурками. В многолюдной толпе порой исчезает различие между человеческим лицом и гротескной маской. Засилье маскоподобных физиономий отвечает карнавальному мироощущению: бурлящая безликая масса поглощает отдельную личность.Изображение
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:12

На переднем плане тучный и наглый король карнавала, или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо; в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Карнавал оседлал винную бочку, водруженную на салазки и спереди украшенную свежим окороком, прибитым ножом. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры, излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Изображение
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:14

В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Он вращает камышинку, укрепленную в середине глиняного горшка, который наполовину заполнен водой и сверху туго обтянут свиным пузырем. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Он понуро завернулся в темный плащ. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Рядом забавник, переодетый дородной кумушкой в чепце и в одежде из соломы, несет блюдо с вафлями. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Ее соломенное одеяние связано с масленичными действиями: сожжением и погребением соломенного чучела Карнавала, разведением костров из соломы. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. На заднем плане картины трое детей провозглашают другого маленького монарха. Стоя на бочке, шутовской государь опорожняет кувшин («Король пьет!»). избрание «короля детей» в школах часто приурочивали к «жирному четвергу». В нижнем левом углу картины двое игроков мечут кости на вафле, как на доске для триктрака. У игрока в овчинной куртке голова обвязана вафлями, а на спине помещено зеркало (типично шутовской мотив нелепых действий). Лицо его партнера скрыто под черным конусовидным колпаком.
Изображение
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:17

Участники парад масок – бродячие комедианты – разыгрывают две пьесы карнавального театра, идентифицированные благодаря гравюрам по рисункам Брейгеля с аналогичными сценами. Перед харчевней «Голубая лодка» играют бурлескную свадьбу Мопса и Нисы (имена влюбленных пастушков в VIII эклоге «Буколик» Вергилия). Брачные мотивы в картине Брейгеля не случайны, так как связаны с весенней магией плодородия. Пародии на деревенскую свадьбу, бурлескные обручения в день «жирного вторника» присущи карнавальной обрядовости европейских народов. К числу типовых масок принадлежали «жених с невестой»; шуточные инсценировки ряженых имитировали брачную церемонию. Мясоед и особенно завершающая его масленая неделя – излюбленное время свадеб. «Голубая лодка» - (вывеска трактира) – средневековый нидерландский эквивалент «корабля дураков»; «жирный понедельник» карнавала назывался «голубым понедельником».

На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон»?), из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» - реликт древних верований в духов растительности.

На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. По мнению К. Геньебе, это процессия прокаженных для сбора подаяния: они держат трещотки для предупреждения встречных о своем приближении. Впереди несут шест с пучком ветвей на верхушке (смысловой эквивалент майского дерева?). первостепенное значение имели ритуальные огни – свечи, факелы, костры. В шествиях с горящими факелами обходили поля и сады для магической защиты будущего урожая. У Брейгеля в роли факельщиков выступают шут и двое персонажей с серых «комбинезонах». К тому же кругу причисляют сжигание старых метел: полагали, что чем выше летят искры, тем выше вырастет лен. В постановлении собора в Нойоне (1344 г.) запрещалось носить в шествиях гистрионов священные огни, составленные из свечей. Ряженый с фонарем на поясе, идущий за шутом, напоминает об игре «жирного вторника» во Франции: самый закоренелый холостяк обходил с фонарем улицы деревни, чтобы убедиться ,что Карнавал ушел. В контексте картины фонарь может означать заблуждение, неспособность правильно видеть вещи даже при свете дня. Архаична церемония разведения общих костров с целью очищения людей и животных и изгнания нечистой силы. Для них сносили из домов сломанную за год утварь. Большой костер, пылающий перед домами на заднем плане картины Брейгеля, знаменует «сожжение Зимы». Выбрасывая ненужную ветошь, как бы провожают старый год. В огонь бросают дырявые корзины и другие негодные вещи. Над высокими языками пламени возвышается дерево с флажком. Посреди ритуальных костров иногда ставили дерево, на вершине которого развевался флаг. Удача будет сопутствовать тому, кто при помощи шеста сумеет сорвать флаг, прежде чем он загорится. Карнавальный образ огня глубоко амбивалентен. Это огонь, одновременно и уничтожающий, и обновляющий мир.

Верили, что обрядовые масленичные кушанья – блины, оладьи и другие жирные мучные блюда – воздействовали на благополучие семьи в течение года, обеспечивали изобилие всему хозяйству. На картине Брейгеля стряпуха, разложив костер среди площади, печет оладьи из муки, молока и яиц.

В центре композиции (за колодцем) двое мужчин, игнорируя горестные причитания своих жен, перебрасывают друг другу котелки. На земле валяются осколки сосудов. Игра с горшком – известное карнавальное развлечение. Крестьяне, встав в круг, перекидывали горшок из рук в руки. Тот, кто ронял и разбивал горшок, платил штраф. Игра произошла от какого-то магического действа: в Англии хозяин дома, возле которого дети били глиняную посуду, угощал их в благодарность блинами.

Если под эгидой Карнавала (левая, «греховная» сторона картины, где царят чревоугодие и распущенность нравов) опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, самозабвенно танцуют, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям (целующаяся пара в окне гостиницы), разыгрывают озорные балаганные пьесы, а на калек никто не обращает внимания (на их плащах нашиты лисьи хвосты – символ Братства нищих), то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное – «великопостное» настроение. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т.е. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки).

Изображение
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:19

Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Собирает подаяние вдова утопленника; труп ее мужа с раздутым животом покрыт белой тканью (правый нижний угол картины). В повозке везут другого напоминающего скелет покойника – жертву голодной смерти (фигура частично записана). На одеяле лежат двое больных (они также записаны); в их пользу собирает пожертвования торговец реликвиями, сидящий за столом у врат храма. По предположению К. Геньебе, один из калек является мошенником, его изуродованная левая рука и культи ног, выставленные напоказ, отрезаны у трупа (повешенного?), а обе ноги и рука скрыты под рубахой. У женщины, сопровождающей плута, в корзине на спине сидит обезьяна (символ двоедушия). Верующие в одеждах темных тонов чинно направляются на церковную службу, чтобы поклониться распятию, выслушать проповедь, получить отпущение грехов. Из храма выходят монахи и прихожане со своими стульями и табуретками (службы поста были долгими, а бедняки не имели в церкви собственных скамей); некоторые несут освященные ветви. На стороне Карнавала основные здания – постоялые дворы с трактирами, а на стороне Поста доминирует церковь.

Изображение
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:21

Изможденный и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения – меде постных дней; улей - символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья. На лопате лежат две селедки – главное блюдо «пепельной среды» (первый день Великого Поста) в Нидерландах. В другой руке он держит пучок сухих прутьев, образ бесплодия (или розгу, «чтобы сечь маленьких детей»). «Колесницу» Поста – платформу на колесиках – тащат монах и монашка, чахлые, бледные, хмурые. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями; пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Возможно, это фигура школьного учителя, который собирает хлеб в суму – плату натурой за учение. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.

С наступлением поста фламандские хозяйки устраивали генеральную уборку, наводя в доме идеальный порядок. У Брейгеля одна женщина в будничном платье, стоя на лестнице моет окно; другая, сидя на пороге дома, натирает до блеска кухонную утварь; на подоконнике второго этажа уселся трубочист. В свете обрядности «пепельной среды» с важным значением в ней пепла эта фигура приобретает особый смысл. «Трубочист» - традиционная карнавальная маска. В первый день поста во Франции молодые люди, выряженные трубочистами, бродили по улицам с мешочками золы, которой обсыпали встречных. В похожих бросали из окон мокрой золой. Похоже, что на картине трубочист готов посыпать пеплом скорбную толпу богомольцев, выходящую из церкви.

Произведение Брейгеля, который смотрит на человеческий муравейник как будто с дозорной башни, интерпретируют на двух уровнях – буквальном и аллегорическом. Оно построено по принципу контраста, отражает средневековую дихотомическую модель мира, оппозицию антагонистических начал: дней «жирных» и «тощих», зимы и весны, народных игр («церковь дьявола») и набожности. «Игровая», левая, половина знаменует «праздничное освобождение смеха и тела» (М.М. Бахтин). Антитеза разгульному веселью – жизнь серьезная и созерцательная. Художник-морализатор, обладавший поразительной бытовой зоркостью, воспринимал карнавал как трагикомедию земного существования с его безумными, не знающими меры крайностями, светлыми и теневыми сторонами, но с ударением на трагические и горькие аспекты бытия: бедность, увечья, неизлечимые болезни. Церковь противостоит кабаку, умерщвление плоти, молитвы и труды милосердия не вяжутся с грешными удовольствиями глупцов.
Изображение


В.П. Даркевич «Народная культура средневековья»
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 10:55

Широко образованный человек, хорошо знавший многих видных интеллектуалов того времени, Брейгель смотрел на своих современников совершенно непредвзятым взглядом - почти как этнограф, изучающий неведомое племя. Он не просто шире и многограннее отобразил жизнь крестьян - основного населения Европы того времени, а создал целую галерею истинно народных, ничуть не приукрашенных типажей.

Истоки крестьянской темы восходят ко времени готики - к "календарным" сценкам труда поселян, которые появляются то в миниатюрах рукописей, то в витражах и рельефах соборов. Однако не стоит недооценивать проницательность зрителей прошлого: они сразу ощутили границу, отделившую Брейгеля от предшествующей традиции с ее буколической наивностью. Бескомпромиссно достоверные образы крестьян и убогих, принесшие художнику прозвище Мужицкий, не оставляют никаких сомнений в том, что их автор последовательно утверждал новую эстетику живописи, отмеченную небывалой силой - стихийной и мудрой, словно ее наполнили соки самой земли...
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Иероним Трикстер » 20 окт 2009, 11:29

После всех изменений и преобразований, произошедших за последние века с реализмом, точнее, реалистическим способом вИдения, становится понятнее, сколь непросто было Брейгелю найти "свой путь" в сложном конгломерате эстетических и духовных проблем, волновавшем художников 16 века. Череда же авангардных течений в искусстве 20 века, с их поиском радикально новых форм и средств выразительности, помогает нам осознать, насколько Брейгель успешно справился со своей задачей. Язык живописи, выработанный нидерландским мастером, - живописи, которой не переставали восхищаться уже его современники, - оказался в равной мере пригодным и для отображения повседневной реальности, и в качестве приглашения к возвышенному философскому созерцанию. Правда, понимая сегодня намного глубже истинный масштаб личности Брейгеля и его неповторимый опыт, приходится признать, что мы, похоже, проигрываем в прочтении содержания многих - если не всех - его работ. И в этом смысле наше положение гораздо менее выгодно, чем у его современников. От них нас отделяет временнАя пропасть, в которую кануло все, что избежало отражения в письменных источниках или творчестве других художников, начиная с расхожих выражений, не ставших пословицами, и кончая слухами и вымыслами, волновавшими, пусть недолго, воображение людей той эпохи, - все, что было понятным и само собой разумеющимся для современников Брейгеля, стало загадкой для его потомков.

Известно, что Брейгель высоко ценил искусство Иеронимуса Босха. Уже современники отмечали прямую связь между творчеством этих великих мастеров. Это относится и к демоническим фантасмагориям в гравюрах и картинах, и к бытовым мотивам, хотя у Босха они предстают еще в сюжетной оболочке Священной истории. Продолжая начатый Босхом рассказ о греховности и глупости человеческой природы, Брейгель изображает повседневный мир, обитателям которого неведомо, что за ними наблюдают.

Брейгель начал многое из того, что стало актуально для художников следующих веков, но все же в одном важном "пункте" он стоит особняком. Магистральный путь развития европейского искусства - равно как философии, литературы, музыки - пролегал через раскрытие человеческой индивидуальности. Европейский тип личности, европейское самосознание - эти понятия ведут свой отсчет с Возрождения. Почему же художник, в произведениях которого все вопрошает о смысле бытия, "самоустраняется" от исследования личности ради показа типического, родового в человеческой натуре? Если живопись Босха - завершающий аккорд Средневековья, со всеми его страхами и надеждами, то творчество Брейгеля - это первый опыт "европейского самосознания" в постижении духа и смысла уходящей эпохи. И кто знает, не открылось ли мастеру уже тогда нечто из того, что понял из тайны зеркала его земляк Рене Магритт, спустя столетия шагая по тем же улицам по-прежнему шумного и суетливого Брюсселя.
"Я знаю, что ничего не знаю; некоторые не знают и этого!"
Аватар пользователя
Иероним Трикстер
знаток
знаток
 
Сообщений: 1402
Зарегистрирован: 25 апр 2009, 14:12
Откуда: Кривой Рог
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение adept25 » 05 июн 2010, 22:39

adept25
новичок
новичок
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 05 июн 2010, 19:46
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Re: П. Брейгель "Битва Поста и Масленицы"

Сообщение Martinka » 06 июн 2010, 14:57

adept25
У вас что-то не получается с ссылками, если вам нужна помощь, обращайтесь, мы подскажем , что делать, как вставлять материал, или фото.
Изображение
Аватар пользователя
Martinka
мастер
мастер
 
Сообщений: 1904
Зарегистрирован: 22 апр 2009, 18:26
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 5


Вернуться в Разное.Авторские работы, клубы , и др

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


« Заочно на базе 9 классов.»
« Обзор льготных кредитных карт и продуктов.»
« Годовщина свадьбы 15 лет – Стеклянная свадьба.»
« Эффективные методы лечения при болезнях кишечника.»
« Свадебная фотокнига - лучше простого фотоальбома.»
« «Мир Деда Мороза» - услуги ведущего на новогодний праздник.»
« Подарок на торжество.»
« Купить лежачий полицейский стало еще выгоднее»
« Архитектура Рима.»
« 23 февраля – праздник Настоящих мужчин.»
« Путешествия для творческих людей – это необходимость»
« Выставка - способ увеличения продаж.»
« Всевозможные торты и тортики - чудесный вкус.»
« Планшет COBY Mediox7027.»
« Мыловарение - оригинальное хобби.»
« О возможностях современной стоматологии
« Купить антиквариат на Рублевке - инвестиции в будуще
« Туры в Сантану, Португалия
« Шторы в организации пространства
« Роспись в детской – подарите ребенку сказку!
« Жизнь замечательных людей
« Электронный конструктор «Знаток»
« Особое место картин в оформлении спальни
« Видео лучших шоу в Москве
« Покупка картины в подарок
« Winx Club игры помогают разобраться в человеке»
« Лучшие рецепты для омоложения мужского организма.»
« Чувствительная кожа: как ее успокоить?.»
« История МХАТ.»
« Великий Леонардо.»
« Уроки игры на классической гитаре.»
« Космос и Земля в работах художников.»





Понравился форум? Добавьте ссылку в виде кнопки у себя на сайте,блоге,дневнике,или другом ресурсе.Этим Вы внесете свою частицу в развитие нашего форума.       код кнопки HTML    
Яндекс цитирования

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство
Яндекс.Метрика